Поместные иерархические престолы и епархии
СОДЕРЖАНИЕ:

 
Католикосат Агванка........................... Патриархия Иерусалима.................................
Католикосат Ахтамара (1113 - 1895)..............................................................
Католикосат Великого Дома Киликии (с 1446 г.)...........................
Патриархия Константинополя (с 1461 г.)..................................

Епархии Армянской Апостольской Церкви в ...............
   

 

Сложные исторические обстоятельства явились причиной образования в Армянской Церкви иерархических престолов, имевших местно ограниченную власть и признававших главенство католикосата Всех Армян. Из них в настоящее время существуют три.

1. Католикосат Агванка

Название Агванк в разные времена давалось различным географическим территориям. До начала V века так именовалась территория, расположенная севернее реки Куры до Дербентских ворот.
В середине V века. после падения армянского царства Аршакидов края Великой Армении Утик и Арцах присоединились к данной территории, образовав Агванкское марзпанство со столицей Партав (в крае Утик). Фактически, с начала V века под названием Агванк имелась ввиду территория Агванкского марзпанства.

В те времена границы любой церкви определялись политическими границами. Поэтому при образовании Агванкского марзпанства епископские престолы Арцаха и Утика, присоединившись к Агванкским епископским кафедрам, образовали так называемую Агванкскую Церковь, которая со временем преобразовалась в католикосат, оставаясь в духовном подчинении католикосату Армении.

Поскольку административным центром Агванкского марзпанства был Партав. основанный в 460 г., то и епископ Партава удостоился особого положения и постепенно сформировалась идея его главенства в Агванкской

Церкви. Уже в начале VII века епископ Партава становится Католикосом Агванкского марзпанства. Таким образом в лоне Армянской Церкви формируется автономная Церковь во главе с местным Католикосом.

Обряды, верования и язык Агванкской Церкви были армянскими.
Агванкский католикосат просуществовал до 1813 г. когда был преобразован в митрополию, а затем разделен на две епархии: Карабахскую и Шамахинскую.

2. Патриархия Иерусалима


Первым патриархом Иерусалимской церкви был апостол Иаков. В 381 г. на Втором Вселенском Константинопольском Соборе Иерусалимское епископство возводится в ранг патриаршества.
Начиная с IV в. множество армянских паломников посещают Иерусалим. Армянские нахарарски дома и епископские престолы, заботясь о постоялых дворах в Иерусалиме для паломников из числа своей паствы, строят там множество монастырей, число которых в VI веке достигло 70.

После того. как патриархия Иерусалима в середине VI иска окончательно приняла халкидонскос вероучение, исрусалимская Армянская церковь отделилась и на ее основе сформировалось Иерусалимское Армянское патриаршество.

Первым известным нам армянским патриархом Иерусалима был Абраам, который, согласно арабскому исрику Зекиал-Дину. видя усиление власти Мухаммеда, в 626 г. лично отправился к нему и получил грамоту на неприкосновенность Иерусалимской Армянской церкви.

Когда царь Ошин и Католикос Константин III Косараци принудили глав епархий Армянской Церкви принять решения Сисского Собора 1307 г. о принятии догматических и обрядовых изменений. Патриарх Иерусалима Саргис, желая сохранить чистоту вероучения Армянской Церкви, приобрел у султана Египта грамоту о выводе своего престола из-под власти католикосата Армении и с 1311 г. начал независимо вести свои дела. Этот факт послужил поводом для некоторых думать, что Армянская патриархия Иерусалима основана в 1311 г. Как мы уже видели, она была основана в VI веке после отделения от основанной св. Иаковом, братом Господним, патриархии вследствие возникшего богословского противоборства с халкидонитами.

Патриарх Иерусалима является хранителем армянских привилегий в Святых Местах.
Сегодня в юрисдикцию патриархии Иерусалима входят армянские церкви Израиля и Иордании.